История Спасской церкви

Борки с находившеюся в них церковью Рождества Христова, первоначальное построение которой неизвестно, упоминаются в Касимовских окладных книгах 1674 года, где показано: «у той церкви двор попа Корнилия, двор вдовой попадьи, а владеет она поповскою землею, двор дьячков, двор просвирницын, да приходских: помещиковых три двора, крестьянских шестьдесять пять дворов. Деревня Симакина, а в ней помещиковых три двора, крестьянских четыре двора, да пять дворов бобыльских. Да по сказке попове сенного покосу на десять копен.».

В писцовых и межевых книгах Шацка и Касимова 1684 года в с. Борках показано два храма — Рождества Христова шатровый, другой теплый Николы Чудотворца.

Прошение о построении, вместо обветшавшей деревянной, ныне существующей каменной церкви зо имя Спаса Нерукотворного образа с приделами Успенским и Никольским подано было вдовою помещицею Матроною Антипиевой дочерью Мельгуновой 8 сентября 1805 года; причем испрашивалось разрешение поставить означенную церковь на могилке полковника Тимофея Кириллова Мельгунова.

План строительства

Согласно просьбы госпожи Мельгуновой, храмозданная грамота за подписью преосв. Амвросия /Яковлев-Орлин/ Архиепископом Рязанским и Зарайским дана была 9 сентября того же года.

В 1808 году 24 сентября дочь Мельгунова девица Вера Тимофеевна испрашивала дозволения на устройство новых иконостасов на ее собственное иждивение, что ей и было разрешено.

В 1809 году тою же Мельгуновою испрашивалось у преосв. Феофилакта /Русанов/ разрешение устроить при каменной церкви училище для крестьянских детей также на ея собственный кошт.

В 1810 году 20 июля испрашивалось дозволение на освящение новопостроенной церкви «первому Касимовскаго дух. Правления присутствующему первостоятелю Поликарпу Поликарпову». В том же прошении Мельгуновой высказывалось желание, «что бы вместе с освящением церкви последовало и открытие училища», так как училище ею было также отстроено. Указом Консистории от 5 августа 1810 года г. Касимова священнику Николаевской церкви: Иоанну Васильеву предписано было освидетельствовать новопостроенную церковь и составить опись ее имущества. Из описи, представленной в Консисторию священником Николаевской церкви видно, что вся утварь и ризница новопостроенной Спасской церкви устроена иждивением Мельгуновой, которая и словесно объявила, «что не только к освящению храма нужнейшия вещи доставит, но и, по освящении онаго, будет снабжать ризницей и прочею утварью». Тем не менее, освятить в с. Борках каменную церковь Консисторией предписано было Поликарпу Поликарпову только в 1811 года.

В 1872 и 1873 гг. приделы в Спасской церкви были значительно распространены и вновь устроена каменная паперть.

В состав прихода входят село Борки и дер. Симакина, в коих при 216 дворах числится муж. пола 576, жен. пола 652 человек, в том числе грамотных 250 мужчин и 70 женщин.

Особо необходимо сказать о священническом роде Рябцевых (к которому принадлежит священномученик Матфий Рябцев первомученик Касимовский).Священномученик Матфий Рябцев В 1821 году эта фамилия была дана 9-летниму мальчику Гавриилу, «Касимовской округи села Ибердуса Предтеченской церкви умершего дьякона Алексия Гавриилова сыну», принятому на обучение в Касимовское духовное училище.

Служить в сане священника Гавриил Алексеевич Рябцев начал в селе Борки Касимовского уезда в 1837 году. В 1849 году произошла какая-то трагедия, отец Гавриил 38 лет отроду умер 13 октября по старому стилю «от полому ноги» как сказано в кяировых ведомостях. А 15 октября был отпет и погребен у храма.

Священническое место за смертью священника Гавриила Рябцева предоставлено было «до усмотрения» за осиротевшим семейством, а должность священническую исполняли в разное время священники соседних приходов. В семье почившего значились жена Пелагея Ивановна (33 лет) и ее дети: Михаил (12 лет), Иоанн (8 лет), Мария (6 лет), Лука (4 лет) и Анна (1 года). Самый младший сын Пелагеи Ивановны, названный в память отца Гавриилом, родился после смерти батюшки — 26 февраля 1850 года. Восприемницей при крещении родившегося сироты соизволила быть помещица «села Борки майорша Антуанета Мельгунова». С тех пор вдова Пелагея Ивановна пользовалась доходами от предоставленного за осиротевшим семейством священнического места. Кроме семьи Пелагеи Ивановны, в доме священника в Борках жила мать умершего батюшки Гавриила вдовая дьяконица Дарья.

Жизнь сложилась так, что священническое место в селе Борки перешло не к сыну отца Гавриила, а к зятю. В 1860 году, сочетались браком «сын дьячка Михаил Васильевич Смирнов и дочь умершего священника с. Борки девица Мария Гаврииловна. А Михаил Гавриилович Рябцев, старший сын, по окончанию учебы стал псаломщиком в селе Николаевская Тума. В будущем его сын иерей Матфий Михайлович Рябцев, в ноябре 1918 года, будучи служителем Касимовского храма примет мученическую кончину. А уже в 2000 году он будет прославлен в лике святых.

Вдова священника Гавриила пережила мужа намного, она до конца дней своих жила с дочерью Анной, так и не вышедшей замуж, обе жили на попечении церкви, исполняя должность просфорницы, сначала мать, а по ее кончине и дочь. Пелагея Ивановна Рябцева умерла 78 лет, 5 октября 1898 года.

о. Михаил Смирнов

о. Михаил Смирнов

Иерей Михаил Васильевич Смирнов окончил Рязанскую семинарию и был рукоположен во священника к церкви села Борки. Отец Михаил оказался подвижником, оставившим заметный след в духовной жизни села. С 1861 г. по 1894 г. он занимал должность учителя и попечителя в церковно-приходском училище, им открытом, безвозмездно доставляя средства для оного. Первые годы он содержал училище в своем собственном доме более чем для 30 человек. С 1894 года занимал должность законоучителя при вновь открытой земской школе.

Епархиальное начальство неоднократно отмечало отца Михаила наградами: набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест, денежные награды за труды в церковно-приходской школе, не раз получал благословение от Архипастыря и из Св. Синода. А в марте 1892 года сопричислен за народное образование к Императорскому ордену Св. Анны 3 степени, Б 1899 году он был уволен за штат, по собственной просьбе. Умер отец Михаил 4 июня по новому стилю 1912 года и был погребен у храма. Его могила и поныне почитается народом.

Известны четыре дочери отца Михаила: Екатерина, Евдокия, Анна и Мария. Старшая Екатерина Михайловна Смирнова получила образование в Рязанском Епархиальном женском училище и затем состояла учительницею в селе Копаново. Сестра ее Евдокия вышла замуж и стала женой священника с. Увяз Георгия Быстрова. Мария, самая младшая из сестер служила учительницей в селе Заниных-Починок. А Анна Михайловна Смирнова стала супругой Иоанна Андреевича Борисова, окончившего курс Рязанской семинарии и назначенного на священническое место в село Борки, где и служил до начала 30-х годов XX века. У них были три дочери: Мария, Надежда и Евдокия, а сын Василий умер в 1913 году, не дожив трех дней до своего четырехлетия и погребен у храма.

Наступил XX век — век смуты и гонений. Во всей округе были закрыты храмы, беда пришла и в Борки. Древний сельский погост, находившейся у стен храма и захоронения на котором датировались с первой половиной XVII века, был закрыт. Но новой власти этого показалось мало, и они устроили рядом с могилами своих же предков двор для лошадей, а впоследствии пилораму. Через всю территорию обширного сельского кладбища, по могилам была проложена дорога, впоследствии водопровод, а часть территории отдана под застройку жилыми домами. Были запрещены традиции крестных ходов и молебных пений на водоемах. В это время вместо отца Иоанна Борисова в храме служил иерей Иоанн Григорьевич Целомудров. Он вступил на служение в Спасском храме 22 октября 1931 года, а 11 декабря 1937 года был арестован и уже 10 января 1938 года был расстрелян. И с этого времени начинаются попытки к разорению и осквернению храма. Но нашлись люди, не устрашившееся встать на защиту святыни. Таким человеком стала раба Божия Марфа Михайловна Соколова, волей судьбы ставшая хранительницей ключей от храма. Она, как и многие с особые трепетом относившаяся к уже почившему священнику Михаилу Васильевичу Смирнову, помнила его предостережения о грядущих бедах Церкви и Отечества. Она, подкрепляемая искренней, чистой верой, с терпением преодолевала нападки властей сельского совета требующих ключи от храма. Претерпев все. даже до ареста, совестью не поступилась. Власти, видя такую твердость, в порыве гнева сорвали замок с первой двери и засыпали в притворе телегу ячменя, проникнув на колокольню — сняли колокола и утопили их в р. Оке. Войти в сам храм у них так и не получилось. После расстрела отца Иоанна Целомудрова священников в храме не было, но храм официально так и не был закрыт и разорен. Несомненно, все это стало возможным не по простому стечению обстоятельств, в этом виден промысел Божий. Ведь в эти страшные для нашего Отечества годы закрывались не просто храмы а с лица земли стирались древние соборы и монастыри с многовековой историей. И что стоило поступить так и со Спасским храмом в селе Борки если бы было на то попущение свыше. Сегодня мы понимаем, что благодаря предстательству пред Господом новомучеников и исповедников Российских, в том числе и священномученика Матфия Рябцева дед которого служил и умер в селе Борки, а бабка и две тетки по отцу (Мария и Анна) прожили всю свою жизнь в родном селе, все это в купе способствовало сохранению храма для нас.

4 мая 1946 года Ерахтурским районным Исполкомом договорСовета депутатов был выдан документ «договор о бессрочном, бесплатном пользование зданием храма» со стороны прихода данный документ подписал настоятель приходского храма протоиерей Евгений Алексеевич Климентовский. В 1948 году он был арестован и сослан в ссылку в Казахстан, где и умер 10 декабря 1953 года. После него настоятелем стал священник Иоанн Иоаннович Маркин.

В 1948 году 22 сентября была выдана справка о регистрации Церковного Совета за №13, причем в документе храм указан как Никольский. Учредителями приходской общины стали: староста — Кузина Анна Александровна, пом. старосты — Филиппова Анна Антоновна, казначеем — Костикова Параскева Степановна.

Справка

Несмотря на кажущееся благополучие, жизнь Церкви была тяжелой. В середине 50-х годов протоиерей Иоанн Маркин скончался, власти же, несмотря на слезные просьбы родственников, почившего похоронить у храма не разрешили. Отца Иоанна похоронили на новом погосте за пределами села. На протяжении нескольких десятилетий жизнь храма протекала как бы и незаметно в молитве и борьбе за существование, но в этой неприметности совершалось самое главное — тихое общение с Богом.

На многие десятки километров в округе не было не одного действующего храма, а под сводами Спасской церкви у древних икон непрестанно теплилась молитва, сохранившая преемственность поколений. С городов и весей тянулись люди сюда со своею радостью и болью, получали здесь утешение и духовную поддержку.Лишь одному Богу известно, сколько людей получило святее крещение, сколько венчалось и отпевалось в стенах этого храма за годы правления безбожных властей.

Постепенно с окончанием XX века завершалась и эпоха притеснения Церкви. Возобновилась традиция ежегодного молебного пения и освящения вод Освящение водозера в день памяти святых верховных апостолов Петра и Павла 12 июля. С наступлением нового тысячелетия начинается и новая жизнь Спасского храма, сохранив традиции и преемственность молитвы в своих стенах.

В 2002 году у иконы святителя Николая Мирликийского чудотворца была воззжена негасимая лампада. При храме собирается духовная литература и работает библиотека. А 8 июня 2006 года от архиепископа Рязанского и Касимовского Павла получено благословение на освящение источника в честь преп. Серафима Саровского, находящегося в 2-х км. от храма в деревне Симакино. Ежегодно 1 августа в день памяти преподобного совершается крестный ход от храма к источнику с образом преподобного старца Серафима Саровского. Этот образ написала монахиня Дарья /Стрелкова/, духовное чадо схиархимандрита Макария /Болотова/, на родине преподобного старца в городе Курске. В 2011 году на источнике устроена купель. Молебен также совершается 15 января в день памяти преподобного старца. А 18 января в 22-00 совершается Великое освящение воды.

А в ночь убиения царственных страстотерпцев с 16-го на 17-е июля в храме совершается ночное богослужение, в память их мученической кончины. По сложившейся традиции на эту службу приглашается духовенство с других приходов, и ночная служба проходит соборно в особой торжественности.

С началом третьего тысячелетия приход начал готовиться к празднованию своей юбилейной даты. Возродились старые и зародились новые традиции, тем самым приход обновился духовно. В храме находятся частицы святых мощей угодников Божиих св. Инокентия митрополита Московского, св. Иоасафа епископа Белгородского и преп. Иова игумена Почаевского. Благоговейно хранятся и другие святыни такие как: частица гроба блаж. Матроны Московской, частица гроба святителя Луки (Войно-Ясенецкий) исповедника, архиепископа Симферопольского, частица гроба преп. исп. Георгия Даниловского чудотворца, частицы гробов блаженных Дивеевских стариц Пелагеи, Параскевы и Марии. В храме хранится часть плата, которым омывались святые мощи преподобной Анны исповедницы Срезневской при их обретении.

Праздничное богослужение, посвященное двухсотлетию храма прошло в торжественной обстановке 23 июля 2011 года. Божественную литургию возглавил правящий архиерей Рязанской епархии архиепископ Павел (Пономарев), прим. ныне митрополит Рязанский и Михайловский.

В 2012 году по благословению управляющего Касимовской епархией епископа Дионисия был обустроен и подготовлен к освящению Барский родник. На источнике устроена часовня и установлен поклонный крест. 9 сенятря 2012 года источник был освящен в честь святителя Николая чудотворца, чин освящения источника совершил Преосвященнейший Дионисий, епископ Касимовский и Сасовский. Никольский источник (Барский родник) находится в 6 км. от храма по трассе Касимов — Шилово, неподолеку от деревни Салаур.

В ноябре 2012 года испрошено благословение правящего епископа Касимовской Епархии на закладку фундамента под строительство трапезной, при храме. Здание которой планируется в будущем использовать и под воскресную школу. С 2013 года за жизнью Прихода Спасской церкви мы можем следить на сайте Прихода.

С верой и надеждой всматриваемся в грядущие годы и ничуть не сомневаемся, что в стенах этого древнего храма не угаснет лампада; и еще не одно наше поколение будет возносить свои молитвы к Богу, молясь об Отечестве, здравии родных и близких, о упокоение всех христиан православных от начала века почивших. А величественное здание вновь и вновь будет возрождаться и преображаться трудами неравнодушных прихожан.

 

(Просмотров 852)